Sinclair ZX81

Материал из SpeccyWiki
Версия от 22:26, 7 октября 2007; Zxdn (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Sinclair ZX81.jpg

Sinclair ZX81 - второй компьютер компании Sinclair Research Ltd, выпущенный в 1981 году. Являлся усовершенствованным вариантом предыдущей модели, ZX80 и имел обратную совместимость с ней. Как и предшественник, компьютер поставлялся как в виде набора для самостоятельной сборки, как и в виде готового устройства. Цена компьютера составляла соответственно 50 и 70 фунтов.

Версия компьютера для США выпускалась компанией Timex под названием Timex Sinclair 1000 (TS 1000). Она была адаптирована для работы с телевизорами стандарта NTSC, и имела удвоенный объём ОЗУ.

Производство компьютера было прекращено в 1983 году.

Характеристики

  • Процессор: Z80 на частоте 3.25 МГц (часто использовались японские клоны NEC μPD780C-1)
  • ОЗУ: 1 КБ штатно, расширяется до 64 КБ (из которых можно использовать только 56 КБ)
    • Модули расширения ZX 16K RAM и TS1016 объёмом 16 КБ
  • ПЗУ: 8 КБ с соответствущей версией Sinclair BASIC
  • Графика: текстовый режим 32x24 символа, монохромная
    • Возможна программная реализация графического режима 256x192
  • Звук: нет
  • Разъёмы:
    • Высокочастотный видеовыход
    • Системный разъём
    • Разъёмы для подключения магнитофона (скорость передачи данных 250 бод)

Описание

Плата компьютера, первая версия (разведена вручную)

Начиная с Sinclair ZX81, во всех компьютерах компании Sinclair Research стала применяться технология ULA, позволяющая снизить цену устройства. Схема предыдущей модели содержала 21 микросхемы, тогда как ZX81 был построен всего на 4 или 5 микросхемах: процессор, ПЗУ, ULA (производства Ferranti) и статическое ОЗУ на одной или двух микросхемах (одна 1024x8 или две 1024x4).

Первая версия печатной платы компьютера была разведена вручную. Последующие версии создавались с использованием САПР.

Как и в предыдущей модели, генерация изображения происходила аппаратно-программным способом, поэтому при нажатии клавиш (даже в процессе выполнения программы) изображение пропадало. Для решения этой проблемы был введён режим "медленного" выполнения программы, который позволял избежать пропадания изображение за счёт снижения быстродействия интерпретатора Бейсика почти в 4 раза.

Ссылки