Мультиколор — различия между версиями

Материал из SpeccyWiki
Перейти к: навигация, поиск
м Multicolor» переименована в «Мультиколор»)
Строка 1: Строка 1:
'''Multicolor''', '''Мультиколор''' - то особый режим вывода изображения на телевизор/монитор, к которому подключен [[ZX Spectrum]], и/или аппаратная доработка, делающая это автоматически.
+
'''Multicolor''', '''Мультиколор''' - программный трюк, позволяющий обойти ограничение [[256x192|стандартного]] видеорежима [[ZX Spectrum]] на количество одновременно отображаемых в одном [[знакоместо|знакоместе]] цветов.
  
Возможность создания Multicolor на обыкновенном ZX Spectrum заключается в следующем.  
+
Обычно в одном знакоместе (блоке 8x8 точек) может быть использовано только два цвета - цвет фона и цвет тона. Логика работы видеоконтроллера такова, что при проходе луча развёртки по каждой строке растра в основной области экрана происходит чтение [[атрибут]]ов знакомест. Если атрибуты будут изменены между проходами луча, это приведёт к использованию для текущей отображаемой строки новых значений. Таким образом, вовремя изменяя содержимое атрибутной области экрана, можно задавать цвета для полосок 1x8 точек вместо обычных блоков 8x8.
  
Вывод картинки на экран телевизора/монитора происходит с частотой в 50 Гц генератором видеоизображения после прихода сигнала маскируемого прерывания. Луч развёртки экрана монитора/телевизора начинает трассировать видеоизображение. Он доходит до экранной области и каждое знакоместо экранной области проходит 8 раз - сверху вниз по пиксельной линии. При каждом проходе содержимое атрибутной области читается заново. После первого прохода луча по знакоместу, содержимое атрибутной части может быть изменено. Это приведёт к тому, что при повторном проходе луча будут использованы другие, нежели в предыдущий раз, цвета. Таким образом, быстро изменяя содержимое атрибутной области, можно получить знакоместо, в котором атрибутами будут задаваться цвета отдельной полоски точек 1x8. Этот эффект и получил название ''Multicolor''.  
+
Разные модели ZX Spectrum и клонов имеют разные реализации видеконтроллера и, соответственно, разные [[256x192#Тайминги|параметры развёртки]]. Для реализации программного мультиколора требуется точная настройка на эти параметры. Большинство программ, работающих с мультиколором, расчитаны на параметры компьютера [[Пентагон]].
  
Так как, в отличие от [[256x192|стандартного экрана]], в Multicolor'е атрибуты задаются более плотно (на область 1x8 пикселей, вместо 8x8 для [[256x192|обычного]] режима), то картинки и программы, использующие Multicolor смотрятся более красочно и ярко. Поэтому он используется в различных программах, например в Demo, играх и т.д. Сочетание эффектов [[Gigascreen]] и Multicolor позволяет создать на экране монитора/телевизора чрезвычайно красочное изображение - в таком случае каждая из областей 1x8 окрашиваются одним из 102 цветов фона (PAPER) и тона (INK).
+
Модели ZX Spectrum без [[турбо-режим]]а не могут заполнить все 32 байта атрибутов знакомест строки произвольными данными за время, пока луч развёртки проходит по строке. Код типа LD HL,<пара байт> : LD (<адрес на экране>),HL может обновить до 8 пар байт (16 байт) за строку, или до 20 байт, если первые 2 строки каждого знакоместа заполнены заранее в двух экранных областях. Более сложный код, работающий со стеком, позволяет отобразить мультиколор шириной до 24 знакомест на компьютере [[Пентагон]], что считается теоретическим пределом. Для компьютеров с торможением памяти <!-- contended memory? --> таким пределом является 22 знакоместа.
  
На разных моделях [[ZX Spectrum]] требуется разная настройка задержек для синхронизации мультиколора с развёрткой. Большинство программ, работающих с мультиколором, поддерживают развёртку компьютера [[Пентагон]].
+
Даже при стандартной тактовой частоте процессора возможно получить полноэкранный мультиколор (на 32 знакоместа), имеющий некоторые ограничениями. Так, например, конвертор [[Con18]] позволяет ограничивать число пар байт, изменённых в течение одной строки, значением 8. Получившуюся картинку (формат .mc) можно посмотреть программой [[MCX Viewer]]. Аналогичная возможность есть при конверсии в [[Gigascreen|двухэкранный]] мультиколор (формат .mcx).
  
[[Турбо-режим|Нетурбированные]] модели ZX Spectrum не могут заполнить все 32 байта атрибутов знакомест графической строки произвольными данными за время, пока строка прорисовывается. Код типа
+
Мультиколор используется в различных программах, в основном в [[демо]]. Использование мультиколора в играх затруднено необходимостью выдерживания точных таймингов.
LD HL,<пара байт>
+
LD (<адрес на экране>),HL
+
может обновить до 8 пар байт (16 байт) за строку, или до 20 байт, если первые 2 строки каждого знакоместа заполнены заранее в двух экранных областях. Более сложный код, работающий со стеком, позволяет отобразить мультиколор шириной до 24 байт на компьютере [[Пентагон]], что считается теоретическим пределом.
+
 
+
== Некоторые данные ==
+
*Луч развёртки проходит одну строку растра при стандартной тактовой частоте (3.5 МГц) за 224 [[такт|такта]] процессора (в некоторых [[Клоны ZX Spectrum|моделях]] может быть меньшее значение).
+
*Для стандартной частоты ЦП (3,5 МГц) за 1 [[такт]] процессора прорисовывается 2 точки [[256x192|экрана]]/[[Бордюр|бордюра]]
+
*[[256x192|Экран]] начинается лишь спустя 80 строчек, которые заполняются цветом [[Бордюр|бордюра]]
+
*Максимально возможная область произвольных данных для Multicolor по ширине для безвайтовых [[ZX Spectrum]] типа [[Пентагон]] 24 знакоместа, для вайтовых - 22 знакоместа.
+
*Даже для стандартной частоты ЦП возможно получить полноэкранный мультиколор (на 32 знакоместа) с некоторыми ограничениями. Так, например, конвертор [[Con18]] позволяет ограничивать число пар байт, изменённых в течение одной строки, значением 8. Получившуюся картинку (формат .mc) можно посмотреть программой [[MCX Viewer]]. Аналогичная возможность есть при конверсии в [[Double-Screen]]  [[Multicolor|мультиколор]] (формат .mcx).
+
  
 
== Конверторы ==
 
== Конверторы ==
*Con18 ([[Windows|PC/Windows]])
+
*[[Con18]] ([[Windows|PC/Windows]])
 
*[[BMP2SCR]] (PC/Windows)
 
*[[BMP2SCR]] (PC/Windows)
  
Строка 30: Строка 20:
 
== Игры ==
 
== Игры ==
 
*[[Hexagonal Filler]]
 
*[[Hexagonal Filler]]
 +
 +
== См. также ==
 +
*[[Аппаратный мультиколор]]
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 01:43, 24 сентября 2008

Multicolor, Мультиколор - программный трюк, позволяющий обойти ограничение стандартного видеорежима ZX Spectrum на количество одновременно отображаемых в одном знакоместе цветов.

Обычно в одном знакоместе (блоке 8x8 точек) может быть использовано только два цвета - цвет фона и цвет тона. Логика работы видеоконтроллера такова, что при проходе луча развёртки по каждой строке растра в основной области экрана происходит чтение атрибутов знакомест. Если атрибуты будут изменены между проходами луча, это приведёт к использованию для текущей отображаемой строки новых значений. Таким образом, вовремя изменяя содержимое атрибутной области экрана, можно задавать цвета для полосок 1x8 точек вместо обычных блоков 8x8.

Разные модели ZX Spectrum и клонов имеют разные реализации видеконтроллера и, соответственно, разные параметры развёртки. Для реализации программного мультиколора требуется точная настройка на эти параметры. Большинство программ, работающих с мультиколором, расчитаны на параметры компьютера Пентагон.

Модели ZX Spectrum без турбо-режима не могут заполнить все 32 байта атрибутов знакомест строки произвольными данными за время, пока луч развёртки проходит по строке. Код типа LD HL,<пара байт> : LD (<адрес на экране>),HL может обновить до 8 пар байт (16 байт) за строку, или до 20 байт, если первые 2 строки каждого знакоместа заполнены заранее в двух экранных областях. Более сложный код, работающий со стеком, позволяет отобразить мультиколор шириной до 24 знакомест на компьютере Пентагон, что считается теоретическим пределом. Для компьютеров с торможением памяти таким пределом является 22 знакоместа.

Даже при стандартной тактовой частоте процессора возможно получить полноэкранный мультиколор (на 32 знакоместа), имеющий некоторые ограничениями. Так, например, конвертор Con18 позволяет ограничивать число пар байт, изменённых в течение одной строки, значением 8. Получившуюся картинку (формат .mc) можно посмотреть программой MCX Viewer. Аналогичная возможность есть при конверсии в двухэкранный мультиколор (формат .mcx).

Мультиколор используется в различных программах, в основном в демо. Использование мультиколора в играх затруднено необходимостью выдерживания точных таймингов.

Конверторы

Редакторы

Игры

См. также

Ссылки