Кросс-средства — различия между версиями

Материал из SpeccyWiki
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 13 промежуточных версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Кросс-средства''' (включает в себя кросс-ассемблеры, кросс-отладчики, кросс-упаковщики и др.) — программы, работающие не на целевой платформе, т.е. платформе, где будет использоваться результат (например, [[ZX Spectrum]]), а на так называемой хост-машине (например, [[IBM PC]]).
 
'''Кросс-средства''' (включает в себя кросс-ассемблеры, кросс-отладчики, кросс-упаковщики и др.) — программы, работающие не на целевой платформе, т.е. платформе, где будет использоваться результат (например, [[ZX Spectrum]]), а на так называемой хост-машине (например, [[IBM PC]]).
  
В 1980-х годах среди зарубежных разработчиков кросс-разработку использовали, в частности, [[The Oliver Twins]] (разработавшие все свои игры для ZX Spectrum на [[Amstrad CPC]] и [[IBM PC]]), [[Raffaele Cecco]] ([[IBM PC]] для работы над кодом и [[Atari ST]] для графики), [[Matthew Smith]]. Игра [[Advanced Tactical Fighter]] также разрабатывалась на IBM PC (код) и Atari ST (графика).  
+
В 1980-х годах среди зарубежных разработчиков кросс-разработку использовали, в частности, [[The Oliver Twins]] (разработавшие все свои игры для ZX Spectrum на [[Amstrad CPC]] и [[IBM PC]]), [[Raffaele Cecco]] ([[IBM PC]] для работы над кодом и [[Atari ST]] для графики), [[Matthew Smith]] ([[TRS-80]]). Игра [[Advanced Tactical Fighter]] также разрабатывалась на IBM PC (код) и Atari ST (графика).  
  
 
Разработка игры [[Turbo Esprit]] велась на [[CP/M]]-совместимом компьютере с кросс-ассемблером и параллельным интерфейсом для связи с ZX Spectrum.
 
Разработка игры [[Turbo Esprit]] велась на [[CP/M]]-совместимом компьютере с кросс-ассемблером и параллельным интерфейсом для связи с ZX Spectrum.
  
Разработка игр для ZX Spectrum в компании [[Elite Systems]] выполнялась на компьютере [[Tatung Einstein]].<ref>[http://www.old-computers.com/museum/computer.asp?st=1&c=86 Tatung Einstein на old-comupters.com]</ref> Также на этом компьютере был написан и скомпилирован код игр [[Ghosts 'n Goblins]] и [[Ghouls 'n' Ghosts]]<ref>[http://www.worldofspectrum.org/showmag.cgi?mag=SinclairUser/Issue092/Pages/SinclairUser09200066.jpg Журнал Sinclair User #92]</ref>. Этот компьютер имел дисковод, операционную систему [[CP/M]] и возможность расширения ОЗУ до больших объёмов (256 КБ и более), что позволяло ускорить процесс компиляции кода. При разработке Ghouls 'n' Ghosts скомпилированный код передавался на [[ZX Spectrum +3]] через параллельный интерфейс.
+
Разработка игр для ZX Spectrum в компании [[Elite Systems]] выполнялась на компьютере [[Tatung Einstein]]<ref>[http://www.old-computers.com/museum/computer.asp?st=1&c=86 Tatung Einstein на old-comupters.com]</ref>. Также на этом компьютере был написан и скомпилирован код игр [[Ghosts 'n Goblins]] и [[Ghouls 'n' Ghosts]]<ref>[http://www.worldofspectrum.org/showmag.cgi?mag=SinclairUser/Issue092/Pages/SinclairUser09200066.jpg Журнал Sinclair User #92]</ref>. Этот компьютер имел дисковод, операционную систему [[CP/M]] и возможность расширения ОЗУ до больших объёмов (256 КБ и более), что позволяло ускорить процесс компиляции кода. При разработке Ghouls 'n' Ghosts скомпилированный код передавался на [[ZX Spectrum +3]] через параллельный интерфейс.
  
 
[[David Whittaker]] писал музыку для [[AY-3-8910]] также на компьютере Tatung Einstein, соединённый с ZX Spectrum последовательным интерфейсом [[RS232]] и [[ZX Interface 1]]<ref>[http://www.crashonline.org.uk/46/spr_snd.htm Crash #46 Graphics and Sound]</ref>.
 
[[David Whittaker]] писал музыку для [[AY-3-8910]] также на компьютере Tatung Einstein, соединённый с ZX Spectrum последовательным интерфейсом [[RS232]] и [[ZX Interface 1]]<ref>[http://www.crashonline.org.uk/46/spr_snd.htm Crash #46 Graphics and Sound]</ref>.
  
В конце 1980-х в компании [[Ocean Software]] использовалась собственная система для разработки программ для 8-битных компьютеров, основанная на компьютере [[Atari ST]]. Она использовалась для компиляции исходного кода, что позволяло ускорить разработку<ref>[http://www.worldofspectrum.org/showmag.cgi?mag=SinclairUser/Issue076/Pages/SinclairUser07600082.jpg Журнал Sinclair User #76]</ref>.
+
В компании [[Ocean Software]] в начале её деятельности использовалась кросс-разработка на двух ZX Spectrum. Изначально они соединялись через модифицированный интерфейс магнитофона, впоследствии через Interface 1. На одном компьютере подготавливался код с помощью [[Full Screen Editor/Assembler]], результат загружался на второй компьютер для выполнения (до Interface 1 — обычными командами сохранения и загрузки). Это позволяло избежать необходимости заново загружать ассемблер и исходный код при ошибке и сбросе компьютера. Впоследствии [[Mike Webb]] и [[Richard Kay]] разработали систему ''Ocean Einstein Dev Kit'' на основе Tatung Einstein. Она включала компьютер, редактор и ассемблер, а также возможность передачи готового кода на Amstrad CPC или ZX Spectrum через интерфейс RS232. В конце 1980-х в Ocean стала использоваться собственная система для разработки программ для 8-битных компьютеров, основанная на компьютере [[Atari ST]]. Она использовалась для компиляции исходного кода, что позволяло ускорить разработку<ref>[http://www.worldofspectrum.org/showmag.cgi?mag=SinclairUser/Issue076/Pages/SinclairUser07600082.jpg Журнал Sinclair User #76]</ref>. Собственная система на основе Atari ST также была создана в компании [[Special FX Software]].
  
В России кросс-разработка стала использоваться с середины 1990-х годов. В частности, игры [[Вячеслав Медноногов|Вячеслава Медноногова]] [[НЛО: Враг Неизвестен]], [[НЛО-2: Дьяволы Бездны]] и [[Чёрный Ворон]] были разработаны на [[IBM PC]]. При этом код компилировался кросс-ассемблером, разработанном автором этих игр. Графика для игр также подготавливалась на IBM PC.
+
В России кросс-разработка для ZX Spectrum стала использоваться с середины 1990-х годов. В частности, игры [[Вячеслав Медноногов|Вячеслава Медноногова]] [[НЛО: Враг Неизвестен]], [[НЛО-2: Дьяволы Бездны]] и [[Чёрный Ворон]] были разработаны на [[IBM PC]]. При этом код компилировался кросс-ассемблером, разработанном автором этих игр. Графика для игр также подготавливалась на IBM PC.
  
 
== Кросс-ассемблеры ==
 
== Кросс-ассемблеры ==
 
*[[Asm80]]
 
*[[Asm80]]
 
*[[SjASMPlus]]
 
*[[SjASMPlus]]
 +
*[http://savannah.nongnu.org/projects/z80asm Non-GNU Z80 Assembler]
  
 
== Музыкальные редакторы ==
 
== Музыкальные редакторы ==
 +
*[[Arkos Tracker]]
 +
*[[Beepola]]
 
*[[Mason AY]]
 
*[[Mason AY]]
 
*[[TFM Music Maker]]
 
*[[TFM Music Maker]]
Строка 24: Строка 27:
  
 
== Графические редакторы ==
 
== Графические редакторы ==
 +
*[[multiArtist]]
 
*[[SevenuP]]
 
*[[SevenuP]]
 +
*[[ZX-Paintbrush]] (из пакета [[ZX-Modules]])
 +
 +
== Другое ==
 +
*[[BASin]] — пакет для разработки приложений на [[Sinclair BASIC]]
 +
*[[BMP2SCR]] - конвертер графики
 +
*[[ccz80]] - компилятор языка, аналогичного C
 +
*[[SDCC]] - компилятор C
 +
*[[z88dk]] - компилятор [[C]]
 +
*ZX Like Pascal - компилятор языка Паскаль
 +
*ZXDev - компилятор языка Оберон
 +
*[https://github.com/jarikomppa/img2spec img2spec] - конвертер графики (Windows / Linux / macOS)
 +
*[[ZX Spectrum Navigator]] — файловый менеджер для работы с образами [[TR-DOS]]-дисков
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==

Текущая версия на 21:26, 12 мая 2020

Кросс-средства (включает в себя кросс-ассемблеры, кросс-отладчики, кросс-упаковщики и др.) — программы, работающие не на целевой платформе, т.е. платформе, где будет использоваться результат (например, ZX Spectrum), а на так называемой хост-машине (например, IBM PC).

В 1980-х годах среди зарубежных разработчиков кросс-разработку использовали, в частности, The Oliver Twins (разработавшие все свои игры для ZX Spectrum на Amstrad CPC и IBM PC), Raffaele Cecco (IBM PC для работы над кодом и Atari ST для графики), Matthew Smith (TRS-80). Игра Advanced Tactical Fighter также разрабатывалась на IBM PC (код) и Atari ST (графика).

Разработка игры Turbo Esprit велась на CP/M-совместимом компьютере с кросс-ассемблером и параллельным интерфейсом для связи с ZX Spectrum.

Разработка игр для ZX Spectrum в компании Elite Systems выполнялась на компьютере Tatung Einstein[1]. Также на этом компьютере был написан и скомпилирован код игр Ghosts 'n Goblins и Ghouls 'n' Ghosts[2]. Этот компьютер имел дисковод, операционную систему CP/M и возможность расширения ОЗУ до больших объёмов (256 КБ и более), что позволяло ускорить процесс компиляции кода. При разработке Ghouls 'n' Ghosts скомпилированный код передавался на ZX Spectrum +3 через параллельный интерфейс.

David Whittaker писал музыку для AY-3-8910 также на компьютере Tatung Einstein, соединённый с ZX Spectrum последовательным интерфейсом RS232 и ZX Interface 1[3].

В компании Ocean Software в начале её деятельности использовалась кросс-разработка на двух ZX Spectrum. Изначально они соединялись через модифицированный интерфейс магнитофона, впоследствии через Interface 1. На одном компьютере подготавливался код с помощью Full Screen Editor/Assembler, результат загружался на второй компьютер для выполнения (до Interface 1 — обычными командами сохранения и загрузки). Это позволяло избежать необходимости заново загружать ассемблер и исходный код при ошибке и сбросе компьютера. Впоследствии Mike Webb и Richard Kay разработали систему Ocean Einstein Dev Kit на основе Tatung Einstein. Она включала компьютер, редактор и ассемблер, а также возможность передачи готового кода на Amstrad CPC или ZX Spectrum через интерфейс RS232. В конце 1980-х в Ocean стала использоваться собственная система для разработки программ для 8-битных компьютеров, основанная на компьютере Atari ST. Она использовалась для компиляции исходного кода, что позволяло ускорить разработку[4]. Собственная система на основе Atari ST также была создана в компании Special FX Software.

В России кросс-разработка для ZX Spectrum стала использоваться с середины 1990-х годов. В частности, игры Вячеслава Медноногова НЛО: Враг Неизвестен, НЛО-2: Дьяволы Бездны и Чёрный Ворон были разработаны на IBM PC. При этом код компилировался кросс-ассемблером, разработанном автором этих игр. Графика для игр также подготавливалась на IBM PC.

Кросс-ассемблеры

Музыкальные редакторы

Графические редакторы

Другое

  • BASin — пакет для разработки приложений на Sinclair BASIC
  • BMP2SCR - конвертер графики
  • ccz80 - компилятор языка, аналогичного C
  • SDCC - компилятор C
  • z88dk - компилятор C
  • ZX Like Pascal - компилятор языка Паскаль
  • ZXDev - компилятор языка Оберон
  • img2spec - конвертер графики (Windows / Linux / macOS)
  • ZX Spectrum Navigator — файловый менеджер для работы с образами TR-DOS-дисков

Примечания

  1. Tatung Einstein на old-comupters.com
  2. Журнал Sinclair User #92
  3. Crash #46 Graphics and Sound
  4. Журнал Sinclair User #76