Sinclair ZX81

Материал из SpeccyWiki
Перейти к: навигация, поиск
Sinclair ZX81.jpg

Sinclair ZX81 — второй компьютер компании Sinclair Research Ltd, выпущенный в 1981 году. Являлся усовершенствованным вариантом предыдущей модели, ZX80 и имел обратную совместимость с ней. Как и предшественник, компьютер поставлялся как в виде набора для самостоятельной сборки, как и в виде готового устройства. Стоимость компьютера составляла соответственно £50 и £70.

Версия компьютера для США выпускалась компанией Timex Corporation под названием Timex Sinclair 1000 (TS 1000). Она была адаптирована для работы с телевизорами стандарта NTSC, и имела удвоенный объём ОЗУ.

Производство компьютера было прекращено в 1983 году.

Для многих известных разработчиков игр на ZX Spectrum этот компьютер стал первым ими увиденным или первым, на котором они начали писать свои программы. Среди них Oliver Twins, Raffaele Cecco, Dave Rogers, Clive Townsend, Nick Bruty, David M. Webb, David Perry и другие.

Характеристики

  • Процессор: NEC μPD780C-1 (японский клон Z80) на частоте 3.25 МГц
  • ОЗУ: 1 КБ штатно, расширяется до 64 КБ (из которых можно использовать только 56 КБ)
    • Модули расширения ZX 16K RAM и TS1016 объёмом 16 КБ
  • ПЗУ: 8 КБ с соответствущей версией Sinclair BASIC
  • Графика: текстовый режим 32x24 символа, монохромная
    • Возможна программная реализация графического режима 256x192
  • Звук: нет
  • Разъёмы:
    • Высокочастотный видеовыход
    • Системный разъём
    • Разъёмы для подключения магнитофона (скорость передачи данных 250 бод)

Описание

Плата компьютера, первая версия (разведена вручную)

Начиная с Sinclair ZX81, во всех компьютерах компании Sinclair Research стала применяться технология ULA, позволяющая снизить цену устройства. Схема предыдущей модели содержала 21 микросхемы, тогда как ZX81 был построен всего на 4 или 5 микросхемах: процессор, ПЗУ, ULA (производства Ferranti) и статическое ОЗУ на одной или двух микросхемах (одна 1024x8 или две 1024x4).

Первая версия печатной платы компьютера была разведена вручную. Последующие версии создавались с использованием САПР.

Как и в предыдущей модели, генерация изображения происходила аппаратно-программным способом, поэтому при нажатии клавиш (даже в процессе выполнения программы) изображение пропадало. Для решения этой проблемы был введён режим "медленного" выполнения программы, который позволял избежать пропадания изображение за счёт снижения быстродействия интерпретатора Бейсика почти в 4 раза.

Ссылки