Ассемблер
Ассемблер (Assembler, часто сокращается до Asm) — язык программирования низкого уровня. Основной язык для написания ПО для ZX Spectrum. Отличается от машинного языка представлением операций процессора в виде удобных для запоминания мнемоник, абстракцией от реальных адресов в памяти за счёт использования меток, а также наличием директив условной трансляции, макросов и прочих директив компилятора.
Трансляторы с языка ассемблера, то есть программы, переводящие текст на языке ассемблера в машинный код, часто также называются ассемблерами.
В некоторых ассемблерах (TASM и особенно ALASM) возможны сложные вычисления на директивах компилятора. В частности, в комплект этих ассемблеров входит версия игры Snake, работающая во время ассемблирования.
Существуют так называемые кросс-ассемблеры, позволяющие транслировать программу для одного типа процессора на компьютере другого типа, с другим типом процессора. Это позволяет повысить удобство и скорость разработки, например при очень большом объёме исходного кода или отсутствии на целевом компьютере быстрой внешней памяти для подгрузки исходников и перезапуска ассемблера в случае сброса в результате ошибки.