Кросс-средства — различия между версиями
Andrew771 (обсуждение | вклад) |
AGGreSSor (обсуждение | вклад) м (→Кросс-ассемблеры) |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
== Кросс-ассемблеры == | == Кросс-ассемблеры == | ||
*[[Asm80]] | *[[Asm80]] | ||
+ | *[[CAZM]] | ||
+ | *[[rasm]] | ||
*[[SjASMPlus]] | *[[SjASMPlus]] | ||
*[http://savannah.nongnu.org/projects/z80asm Non-GNU Z80 Assembler] | *[http://savannah.nongnu.org/projects/z80asm Non-GNU Z80 Assembler] |
Текущая версия на 11:32, 12 июля 2021
Кросс-средства (включает в себя кросс-ассемблеры, кросс-отладчики, кросс-упаковщики и др.) — программы, работающие не на целевой платформе, т.е. платформе, где будет использоваться результат (например, ZX Spectrum), а на так называемой хост-машине (например, IBM PC).
В 1980-х годах среди зарубежных разработчиков кросс-разработку использовали, в частности, The Oliver Twins (разработавшие все свои игры для ZX Spectrum на Amstrad CPC и IBM PC), Raffaele Cecco (IBM PC для работы над кодом и Atari ST для графики), Matthew Smith (TRS-80). Игра Advanced Tactical Fighter также разрабатывалась на IBM PC (код) и Atari ST (графика).
Разработка игры Turbo Esprit велась на CP/M-совместимом компьютере с кросс-ассемблером и параллельным интерфейсом для связи с ZX Spectrum.
Разработка игр для ZX Spectrum в компании Elite Systems выполнялась на компьютере Tatung Einstein[1]. Также на этом компьютере был написан и скомпилирован код игр Ghosts 'n Goblins и Ghouls 'n' Ghosts[2]. Этот компьютер имел дисковод, операционную систему CP/M и возможность расширения ОЗУ до больших объёмов (256 КБ и более), что позволяло ускорить процесс компиляции кода. При разработке Ghouls 'n' Ghosts скомпилированный код передавался на ZX Spectrum +3 через параллельный интерфейс.
David Whittaker писал музыку для AY-3-8910 также на компьютере Tatung Einstein, соединённый с ZX Spectrum последовательным интерфейсом RS232 и ZX Interface 1[3].
В компании Ocean Software в начале её деятельности использовалась кросс-разработка на двух ZX Spectrum. Изначально они соединялись через модифицированный интерфейс магнитофона, впоследствии через Interface 1. На одном компьютере подготавливался код с помощью Full Screen Editor/Assembler, результат загружался на второй компьютер для выполнения (до Interface 1 — обычными командами сохранения и загрузки). Это позволяло избежать необходимости заново загружать ассемблер и исходный код при ошибке и сбросе компьютера. Впоследствии Mike Webb и Richard Kay разработали систему Ocean Einstein Dev Kit на основе Tatung Einstein. Она включала компьютер, редактор и ассемблер, а также возможность передачи готового кода на Amstrad CPC или ZX Spectrum через интерфейс RS232. В конце 1980-х в Ocean стала использоваться собственная система для разработки программ для 8-битных компьютеров, основанная на компьютере Atari ST. Она использовалась для компиляции исходного кода, что позволяло ускорить разработку[4]. Собственная система на основе Atari ST также была создана в компании Special FX Software.
В России кросс-разработка для ZX Spectrum стала использоваться с середины 1990-х годов. В частности, игры Вячеслава Медноногова НЛО: Враг Неизвестен, НЛО-2: Дьяволы Бездны и Чёрный Ворон были разработаны на IBM PC. При этом код компилировался кросс-ассемблером, разработанном автором этих игр. Графика для игр также подготавливалась на IBM PC.
Кросс-ассемблеры
Музыкальные редакторы
Графические редакторы
- multiArtist
- SevenuP
- ZX-Paintbrush (из пакета ZX-Modules)
Другое
- BASin — пакет для разработки приложений на Sinclair BASIC
- BMP2SCR - конвертер графики
- ccz80 - компилятор языка, аналогичного C
- SDCC - компилятор C
- z88dk - компилятор C
- ZX Like Pascal - компилятор языка Паскаль
- ZXDev - компилятор языка Оберон
- img2spec - конвертер графики (Windows / Linux / macOS)
- ZX Spectrum Navigator — файловый менеджер для работы с образами TR-DOS-дисков