Gigascreen — различия между версиями

Материал из SpeccyWiki
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показана одна промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Gigascreen''' (также '''Doublescreen''') — программный видеорежим для [[ZX Spectrum]], а также доработка, реализующая его аппаратно. С середины 1990-х годов часто используется в [[демо]] и играх.
+
'''Gigascreen''' — программный видеорежим для [[ZX Spectrum]], а также доработка, реализующая его аппаратно. С 1990-х годов используется в [[демо]]. Не следует путать с простым мерцанием двух экранов (2-color, Doublescreen), которое использовалось и раньше.
  
Видеорежим реализуется путём переключения двух экранных областей или областей атрибутов с началом каждого телевизионного кадра. За счёт инертности зрения цвета в разных экранных областях будут суммироваться. Например, чередование жёлтого цвета в первом изображении и белого во втором, "на глаз" будет выглядеть как мерцающий ярко-жёлтый цвет, являющийся результатом суперпозиции двух цветовых компонент. Это позволяет получить из [[256x192|стандартной]] 15-цветной палитры 102 цвета и использовать до четырёх цветов в знакоместе.
+
Видеорежим реализуется путём переключения двух экранных областей с началом каждого телевизионного кадра и каждой телевизионной строки. За счёт инертности зрения цвета в разных экранных областях будут суммироваться. Например, чередование жёлтого цвета в первом изображении и белого во втором, "на глаз" будет выглядеть как мерцающий ярко-жёлтый цвет, являющийся результатом суперпозиции двух цветовых компонент. Это позволяет получить из [[256x192|стандартной]] 15-цветной палитры 102 цвета (83 цвета при равенстве яркий+чёрный = два неярких) и использовать до четырёх цветов в знакоместе.
 +
 
 +
На [[ZX Spectrum 128K]], в котором есть две экранных области, переключаемый программно изменением одного бита, достаточно раз в строку (в экранной области) переключать активный экран.
 +
 
 +
Пониженное мерцание достигается переключением экранов каждую строчку, со сменой фазы каждый кадр, но при регулярной штриховке при этом получается неприятное визуальное расслоение. (Компромисс — переключение экранов приблизительно каждые 2 строчки, с фазой, плавно меняющейся от кадра к кадру. При этом изображение "течёт".)
 +
 
 +
По-видимому, впервые мерцание двух экранов с чередованием строк использовалось в демо [[Crazy Love]] ([[FunTop]] 98). Было поддержано в редакторе DoubleScreen Editor (DBS).
 +
 
 +
Оригинальная железная доработка опубликована [[SchemeMan]]'ом в 1998 году. Включалась 4-м битом порта #[[eff7]]. Поддержана в газете [[IzhNews]].
  
 
Для расчета цветов гигаскрина берутся следующие предпосылки:
 
Для расчета цветов гигаскрина берутся следующие предпосылки:
 
* "вклад" каждой из половинок экрана оценивается в 50%,
 
* "вклад" каждой из половинок экрана оценивается в 50%,
* соответствующая компонента цвета каждой из половинок равна 66% максимальной интенсивности видео для не-брайта и 100% для брайта.
+
* соответствующая компонента цвета каждой из половинок равна 66% (число условное) максимальной интенсивности видео для не-брайта и 100% для брайта.
 
Итоговая формула следующая:
 
Итоговая формула следующая:
  
Строка 15: Строка 23:
  
 
C - результирующий цвет с интенсивностью в диапазоне 0-1, где 0 - нулевой уровень видео, 1 - максимальный.
 
C - результирующий цвет с интенсивностью в диапазоне 0-1, где 0 - нулевой уровень видео, 1 - максимальный.
 
 
Для [[ZX Spectrum 48K]] использование полноэкранного Gigasreen возможно за счёт обновления атрибутной части экранной области памяти. На [[ZX Spectrum 128K]], в котором есть две экранных области, переключаемый программно изменением одного бита, достаточно раз в [[прерывания|прерывание]] переключать активный экран.
 
 
Пониженное мерцание достигается переключением экранов каждую строчку, со сменой фазы каждый кадр, но при регулярной штриховке при этом получается неприятное визуальное расслоение. Компромисс — переключение экранов приблизительно каждые 2 строчки, с фазой, плавно меняющейся от кадра к кадру. При этом изображение "течёт".
 
  
 
== Пример ==
 
== Пример ==

Текущая версия на 14:06, 23 июля 2021

Gigascreen — программный видеорежим для ZX Spectrum, а также доработка, реализующая его аппаратно. С 1990-х годов используется в демо. Не следует путать с простым мерцанием двух экранов (2-color, Doublescreen), которое использовалось и раньше.

Видеорежим реализуется путём переключения двух экранных областей с началом каждого телевизионного кадра и каждой телевизионной строки. За счёт инертности зрения цвета в разных экранных областях будут суммироваться. Например, чередование жёлтого цвета в первом изображении и белого во втором, "на глаз" будет выглядеть как мерцающий ярко-жёлтый цвет, являющийся результатом суперпозиции двух цветовых компонент. Это позволяет получить из стандартной 15-цветной палитры 102 цвета (83 цвета при равенстве яркий+чёрный = два неярких) и использовать до четырёх цветов в знакоместе.

На ZX Spectrum 128K, в котором есть две экранных области, переключаемый программно изменением одного бита, достаточно раз в строку (в экранной области) переключать активный экран.

Пониженное мерцание достигается переключением экранов каждую строчку, со сменой фазы каждый кадр, но при регулярной штриховке при этом получается неприятное визуальное расслоение. (Компромисс — переключение экранов приблизительно каждые 2 строчки, с фазой, плавно меняющейся от кадра к кадру. При этом изображение "течёт".)

По-видимому, впервые мерцание двух экранов с чередованием строк использовалось в демо Crazy Love (FunTop 98). Было поддержано в редакторе DoubleScreen Editor (DBS).

Оригинальная железная доработка опубликована SchemeMan'ом в 1998 году. Включалась 4-м битом порта #eff7. Поддержана в газете IzhNews.

Для расчета цветов гигаскрина берутся следующие предпосылки:

  • "вклад" каждой из половинок экрана оценивается в 50%,
  • соответствующая компонента цвета каждой из половинок равна 66% (число условное) максимальной интенсивности видео для не-брайта и 100% для брайта.

Итоговая формула следующая:

C = (C0/3*2 + C0*I0/3 + C1/3*2 + C1*I1/3)/2, где

C0, C1 - соответствующий цвет (R, G, B) из экранки 0 и 1, принимающий значения 0 или 1,

I - брайт, 0 или 1.

C - результирующий цвет с интенсивностью в диапазоне 0-1, где 0 - нулевой уровень видео, 1 - максимальный.

Пример

Первое изображение
Второе изображение
Условный результат

См. также