Exolon — различия между версиями
Zxdn (обсуждение | вклад) |
NMI (обсуждение | вклад) м (→Ссылки) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Exolon''' — игра в жанре боевика, вышедшая в [[1987]] году. На территории [[Англия|Англии]] распространялась компаниями [[Hewson Consultants]] и [[EDOS]], а также компанией [[Erbe Software]] в [[Испания|Испании]]. Стоимость игры составляла £7.95. | + | {{Оценки |
+ | |crash100=90 | ||
+ | |su10=10 | ||
+ | |ys10=9 | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | '''Exolon''' — игра в жанре боевика, разработанная [[Raffaele Cecco]] и вышедшая в [[1987]] году. На территории [[Англия|Англии]] распространялась компаниями [[Hewson Consultants]] и [[EDOS]], а также компанией [[Erbe Software]] в [[Испания|Испании]]. Стоимость игры составляла £7.95. | ||
Игра работает на компьютерах с 48 КБ [[ОЗУ]]. Если в компьютере установлена микросхема синтезатора звука [[AY-3-8910]], она используется для воспроизведения музыки в меню и звуковых эффектов, иначе используется [[бипер]]. | Игра работает на компьютерах с 48 КБ [[ОЗУ]]. Если в компьютере установлена микросхема синтезатора звука [[AY-3-8910]], она используется для воспроизведения музыки в меню и звуковых эффектов, иначе используется [[бипер]]. | ||
− | Оригинальная версия игры была разработана для [[ZX Spectrum]] и [[Amstrad CPC]] в 1987 году. В том же году игра была [[портирование|портирована]] на [[Commodore 64]], а в [[1989]] году — на [[Amiga]] и [[Atari ST]]. В [[ | + | Оригинальная версия игры была разработана для [[ZX Spectrum]] и [[Amstrad CPC]] в 1987 году. В том же году игра была [[портирование|портирована]] на [[Commodore 64]], а в [[1989]] году — на [[Amiga]] и [[Atari ST]]. |
+ | |||
+ | В [[1992]] году игра была неофициально портирована на отечественный бытовой компьютер [[БК-0010]], автор порта группа ''Soft of Future''. В [[1993]] году она также была портирована на [[Вектор-06Ц]], автор порта Макс Китченко (Maxcom). Эта версия выполнена путём рекомпиляции кода и очень точно повторяет версию для ZX Spectrum, но отсутствует [[клэшинг]]. | ||
В России имела распространение нелицензионная версия игры с загрузочной картинкой [[M. Stawicki]]. | В России имела распространение нелицензионная версия игры с загрузочной картинкой [[M. Stawicki]]. | ||
Строка 17: | Строка 25: | ||
Согласно оригинальной документации, главного героя игры зовут ''Vitorc''. В процессе игры он может получить ''Exolon'' — экзоскелетон, увеличивающий огневую мощь. | Согласно оригинальной документации, главного героя игры зовут ''Vitorc''. В процессе игры он может получить ''Exolon'' — экзоскелетон, увеличивающий огневую мощь. | ||
+ | |||
+ | == Разработка == | ||
+ | Автор начал разработку игры с создания графики. Главный герой игры и его анимация были созданы [[Nigel Brownjohn]]. | ||
+ | |||
+ | Вся графика фона, спрайты и локации игры были созданы на компьютере [[Atari ST]] с помощью графического редактора ''Art Studio'' в версии для этого компьютера. Данные передавались посредством последовательного интерфейса [[RS232]] на систему разработки на основе [[CP/M]]-совместимого компьютера. На этом компьютере они конвертировались в форматы, подходящие для ZX Spectrum, Amstrad CPC или Commodore 64 с помощью утилит, также разработанных автором. | ||
+ | |||
+ | Код игры писался в редакторе ''Wordstar'' на CP/M-совместимом компьютере, транслировался [[кросс-средства|кросс-ассемблером]] в объектный код и передавался через RS232 на целевой компьютер для запуска. Это позволило ускорить и упростить разработку, так как исходный код мог иметь объём до 200 килобайт. | ||
+ | |||
+ | Изначально предполагалось, что герой сможет проходить перед элементами фона, но для решения проблемы [[клэшинг|клэшинга атрибутов]] было использовано прохождение героя "за" фоном. Это было реализовано с помощью маски из 768 байт, определяющей, может-ли выводиться графика спрайтов в соответствующем [[знакоместо|знакоместе]]. Для вывода спрайтов используется три процедуры. Вывод спрайта героя и пневматических молотков (24x32 пикселя) использует маски и сдвиги для вывода в нужную позицию по горизонтали с точностью до пикселя. Вторая процедура аналогична первой, но расчитана на спрайты размером 16x16 пикселей. Третья процедура для ускорения отрисовки выводит заранее сдвинутые по горизонтали спрайты без использования масок. Ей выводятся фрагменты взрыва, мелкие противники и ракеты. | ||
+ | |||
+ | В начале разработки каждый вид противника имел собственную управляющую программу. Позже автор решил, что такой подход занимает слишком много времени при разработке и много памяти, поэтому он сделал общую управляющую программу для противников, использующую набор параметров, определяющих траекторию и скорость движения. Также был внесён элемент случайности, влияющий на место и время появления противников. | ||
+ | |||
+ | На момент разработки игры автор владел [[ZX Spectrum 48K]] первых выпусков, имевшим тихий звук, поэтому он не уделял большого внимания звуковым эффектам. [[Andrew Hewson]] посоветовал добавить в игру звуковые эффекты для [[ZX Spectrum 128K]] и одолжил автору [[ZX Spectrum +2]]. Так как автор не имел опыта работы с [[AY-3-8910]], создание звуковых эффектов и музыки было поручено его другу [[Nick Jones]]. | ||
== Доработки == | == Доработки == | ||
Строка 22: | Строка 43: | ||
== Секреты == | == Секреты == | ||
− | *Бесконечные жизни: переопределить клавиши управления на | + | *Бесконечные жизни: переопределить клавиши управления на ZORBA |
== Авторы == | == Авторы == | ||
Строка 39: | Строка 60: | ||
*[http://www.mobygames.com/game/exolon/ Страница игры на MobyGames] | *[http://www.mobygames.com/game/exolon/ Страница игры на MobyGames] | ||
*[http://myspeccy.com/ru/games/exolon/ Онлайн-версия на MySpeccy] | *[http://myspeccy.com/ru/games/exolon/ Онлайн-версия на MySpeccy] | ||
+ | *[http://www.classiconlinegames.nl/zx-spectrum/63-exolon Онлайн-версия на ClassicOnlineGames] | ||
*[http://www.crashonline.org.uk/43/exolon.htm CRASH #43 - Exolon] — обзор игры в журнале [[CRASH]] | *[http://www.crashonline.org.uk/43/exolon.htm CRASH #43 - Exolon] — обзор игры в журнале [[CRASH]] | ||
*[http://retrospec.sgn.net/game-links.php?link=exolon Exolon DX] — любительский ремейк игры для [[Windows|PC/Windows]], выпущенный в 2005 году | *[http://retrospec.sgn.net/game-links.php?link=exolon Exolon DX] — любительский ремейк игры для [[Windows|PC/Windows]], выпущенный в 2005 году |
Текущая версия на 11:11, 21 марта 2012
Оценки в журналах | |
---|---|
Crash | 90 из 100 |
Sinclair User | 10 из 10 |
Your Sinclair | 9 из 10 |
Exolon — игра в жанре боевика, разработанная Raffaele Cecco и вышедшая в 1987 году. На территории Англии распространялась компаниями Hewson Consultants и EDOS, а также компанией Erbe Software в Испании. Стоимость игры составляла £7.95.
Игра работает на компьютерах с 48 КБ ОЗУ. Если в компьютере установлена микросхема синтезатора звука AY-3-8910, она используется для воспроизведения музыки в меню и звуковых эффектов, иначе используется бипер.
Оригинальная версия игры была разработана для ZX Spectrum и Amstrad CPC в 1987 году. В том же году игра была портирована на Commodore 64, а в 1989 году — на Amiga и Atari ST.
В 1992 году игра была неофициально портирована на отечественный бытовой компьютер БК-0010, автор порта группа Soft of Future. В 1993 году она также была портирована на Вектор-06Ц, автор порта Макс Китченко (Maxcom). Эта версия выполнена путём рекомпиляции кода и очень точно повторяет версию для ZX Spectrum, но отсутствует клэшинг.
В России имела распространение нелицензионная версия игры с загрузочной картинкой M. Stawicki.
В 2004 году версия игры для Commodore 64 была переиздана в составе устройства Commodore 64 DTV.
Версия игры для ZX Spectrum заняла 80 позицию в CRASH Top 100 — списке 100 лучших игр, опубликованном журналом CRASH.
На фестивале KidSoft проводились чемпионаты по Exolon.
Игровой процесс
Игрок управляет солдатом, вооружённым пистолетом и ракетами. Игра состоит из пяти уровней, каждый из которых представляет собой 25 отдельных экранов (скроллинга нет), содержащих различные препятствия. Всего в игре 125 экранов.
Согласно оригинальной документации, главного героя игры зовут Vitorc. В процессе игры он может получить Exolon — экзоскелетон, увеличивающий огневую мощь.
Разработка
Автор начал разработку игры с создания графики. Главный герой игры и его анимация были созданы Nigel Brownjohn.
Вся графика фона, спрайты и локации игры были созданы на компьютере Atari ST с помощью графического редактора Art Studio в версии для этого компьютера. Данные передавались посредством последовательного интерфейса RS232 на систему разработки на основе CP/M-совместимого компьютера. На этом компьютере они конвертировались в форматы, подходящие для ZX Spectrum, Amstrad CPC или Commodore 64 с помощью утилит, также разработанных автором.
Код игры писался в редакторе Wordstar на CP/M-совместимом компьютере, транслировался кросс-ассемблером в объектный код и передавался через RS232 на целевой компьютер для запуска. Это позволило ускорить и упростить разработку, так как исходный код мог иметь объём до 200 килобайт.
Изначально предполагалось, что герой сможет проходить перед элементами фона, но для решения проблемы клэшинга атрибутов было использовано прохождение героя "за" фоном. Это было реализовано с помощью маски из 768 байт, определяющей, может-ли выводиться графика спрайтов в соответствующем знакоместе. Для вывода спрайтов используется три процедуры. Вывод спрайта героя и пневматических молотков (24x32 пикселя) использует маски и сдвиги для вывода в нужную позицию по горизонтали с точностью до пикселя. Вторая процедура аналогична первой, но расчитана на спрайты размером 16x16 пикселей. Третья процедура для ускорения отрисовки выводит заранее сдвинутые по горизонтали спрайты без использования масок. Ей выводятся фрагменты взрыва, мелкие противники и ракеты.
В начале разработки каждый вид противника имел собственную управляющую программу. Позже автор решил, что такой подход занимает слишком много времени при разработке и много памяти, поэтому он сделал общую управляющую программу для противников, использующую набор параметров, определяющих траекторию и скорость движения. Также был внесён элемент случайности, влияющий на место и время появления противников.
На момент разработки игры автор владел ZX Spectrum 48K первых выпусков, имевшим тихий звук, поэтому он не уделял большого внимания звуковым эффектам. Andrew Hewson посоветовал добавить в игру звуковые эффекты для ZX Spectrum 128K и одолжил автору ZX Spectrum +2. Так как автор не имел опыта работы с AY-3-8910, создание звуковых эффектов и музыки было поручено его другу Nick Jones.
Доработки
Существует версия игры, адаптированная для поддержки режима 256-цветной графики в эмуляторах Spec256 и EmuZWin.
Секреты
- Бесконечные жизни: переопределить клавиши управления на ZORBA
Авторы
- Код, графика: Raffaele Cecco
- Музыка: Nick Jones
Скриншоты
Ссылки
- Страница игры на WoS
- Страница игры на MobyGames
- Онлайн-версия на MySpeccy
- Онлайн-версия на ClassicOnlineGames
- CRASH #43 - Exolon — обзор игры в журнале CRASH
- Exolon DX — любительский ремейк игры для PC/Windows, выпущенный в 2005 году