MSX — различия между версиями
Zxdn (обсуждение | вклад) |
Andreyu (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 6 промежуточных версии 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''MSX''' ('''''M'''achines with '''S'''oftware e'''X'''changeability'') — стандарт для 8-разрядных бытовых компьютеров 1980-х годов. В разработке стандарта принимали участие японское отделение компании ''Microsoft'' и японская компания ''ASCII Corporation''. Компьютеры стандарта MSX производились множеством компаний, получили большую популярность в Японии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в США и Европе. | + | '''MSX''' ('''''M'''achines with '''S'''oftware e'''X'''changeability'') — стандарт для 8-разрядных бытовых компьютеров 1980-х годов. В разработке стандарта принимали участие японское отделение компании ''Microsoft'' и японская компания ''ASCII Corporation'' в одном лице Kazuhiko Nishi. Компьютеры стандарта MSX производились множеством компаний, получили большую популярность в Японии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в США и Европе(кроме Голландии). Только в Японии было продано около 9 миллионов компьютеров. |
− | Существует четыре версии стандарта - ''MSX1'' ([[1983]]), ''MSX2'' ([[1986]]), ''MSX2+'' ([[1988]]) и ''MSX Turbo R'' ([[1990]]). Они отличаются | + | Существует четыре версии стандарта - ''MSX1'' ([[1983]]), ''MSX2'' ([[1986]]), ''MSX2+'' ([[1988]]) и ''MSX Turbo R'' ([[1990]]). Они отличаются не только, и не столько, возможностями видеоконтроллера. Все компьютеры стандарта построены на основе процессора [[Zilog Z80]], ''MSX Turbo R'' использует улучшенный вариант этого процессора под названием ''R800''. Производство компьютеров последнего поколения было прекращено в [[1995]] году. При этом наибольшее распространение за пределами Японии получили компьютеры первой версии стандарта. |
Компьютеры MSX, в отличие от большинства популярных импортных бытовых компьютеров, получили некоторое официальное распространение в СССР и России. Начиная с середины 80-х годов, они использовались в составе компьютерных классов в учебных заведениях. Также компьютеры использовались некоторыми отечественными композиторами для создания электронной музыки. | Компьютеры MSX, в отличие от большинства популярных импортных бытовых компьютеров, получили некоторое официальное распространение в СССР и России. Начиная с середины 80-х годов, они использовались в составе компьютерных классов в учебных заведениях. Также компьютеры использовались некоторыми отечественными композиторами для создания электронной музыки. | ||
− | Стандарт MSX оказал некоторое влияние на создание ряда отечественных компьютеров. Например, компьютеры серии ''ПК8000'' разработаны частично совместимыми со стандартом MSX и имеют интерпретатор языка Бейсик, совместимый с MSX-BASIC. Компьютер ''Алеста'' использовал некоторые технические особенности, характерные для MSX, и адаптированную версию MSX-DOS; для него было адаптировано несколько игр, разработанных для компьютеров MSX2. Для компьютера [[Вектор-06Ц]] также было адаптировано несколько игр MSX, однако, из-за существенных аппаратных различий этих компьютеров, подобная адаптация заключалась в очень существенном изменении кода и данных игр. | + | Стандарт MSX оказал некоторое влияние на создание ряда отечественных компьютеров. Например, компьютеры серии ''ПК8000'' разработаны частично совместимыми со стандартом MSX и имеют интерпретатор языка Бейсик, совместимый с MSX-BASIC. Компьютер ''Алеста'' использовал некоторые технические особенности, характерные для MSX, и адаптированную версию [[MSX-DOS]]; для него было адаптировано несколько игр, разработанных для компьютеров MSX2. Для компьютера [[Вектор-06Ц]] также было адаптировано несколько игр MSX, однако, из-за существенных аппаратных различий этих компьютеров, подобная адаптация заключалась в очень существенном изменении кода и данных игр. |
== Связь с ZX Spectrum == | == Связь с ZX Spectrum == | ||
− | Адаптированная версия дисковой ОС для MSX | + | Адаптированная версия ''[[MSX-DOS]]'' (дисковой ОС для MSX) применялась в одной из первых версий компьютера [[ATM Turbo 2]]. |
Компьютеры стандарта MSX используют микросхему [[AY-3-8910]] в качестве штатного генератора звука. В начале 1990-х годов [[Klav]] выпустил серию музыкальных демонстраций, названных ''MSX'', воспроизводящих музыку из игр для MSX. | Компьютеры стандарта MSX используют микросхему [[AY-3-8910]] в качестве штатного генератора звука. В начале 1990-х годов [[Klav]] выпустил серию музыкальных демонстраций, названных ''MSX'', воспроизводящих музыку из игр для MSX. | ||
− | Один из видеорежимов MSX1 совпадает по организации видеопамяти с режимом [[Hardware multicolor|аппаратного мультиколора]] для ZX Spectrum. В демо [[Satisfaction]] в части с мультиколорным изображением был использован титульный экран игры [[Gradius]]. | + | Один из видеорежимов MSX1 (Screen2) совпадает по организации видеопамяти с режимом [[Hardware multicolor|аппаратного мультиколора]] для ZX Spectrum. В демо [[Satisfaction]] в части с мультиколорным изображением был использован титульный экран игры [[Gradius]]. |
В [[1994]] году на ZX Spectrum была неофициально [[портирование|портирована]] с MSX игра [[Rise Out]]. | В [[1994]] году на ZX Spectrum была неофициально [[портирование|портирована]] с MSX игра [[Rise Out]]. | ||
Игра [[Ball Quest]], изначально разработанная для ZX Spectrum с видеорежимом [[16col]], впоследствии была портирована на платформу MSX2. При этом для сборки обеих версий игры использовался ассемблер [[Alasm]]. Вероятно, это является первым случаем кросс-платформенной разработки отечественной игры для MSX на ZX Spectrum. | Игра [[Ball Quest]], изначально разработанная для ZX Spectrum с видеорежимом [[16col]], впоследствии была портирована на платформу MSX2. При этом для сборки обеих версий игры использовался ассемблер [[Alasm]]. Вероятно, это является первым случаем кросс-платформенной разработки отечественной игры для MSX на ZX Spectrum. | ||
+ | |||
+ | В игре [[Fire Gear]] использовалась музыка из игры [[Gradius]]. | ||
Музыка из игры ''Vampire Killer'' для MSX была использована в одной из русских версий игры [[Treasure Island Dizzy]]. | Музыка из игры ''Vampire Killer'' для MSX была использована в одной из русских версий игры [[Treasure Island Dizzy]]. | ||
+ | |||
+ | Осенью [[2008]] года [[mcleod_ideafix]] ([[Испания]]) разработал интерфейс для подключения видеоконтроллера MSX1 (TMS9928) к ZX Spectrum. | ||
[[Категория:Другие платформы]] | [[Категория:Другие платформы]] |
Текущая версия на 14:53, 12 марта 2017
MSX (Machines with Software eXchangeability) — стандарт для 8-разрядных бытовых компьютеров 1980-х годов. В разработке стандарта принимали участие японское отделение компании Microsoft и японская компания ASCII Corporation в одном лице Kazuhiko Nishi. Компьютеры стандарта MSX производились множеством компаний, получили большую популярность в Японии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в США и Европе(кроме Голландии). Только в Японии было продано около 9 миллионов компьютеров.
Существует четыре версии стандарта - MSX1 (1983), MSX2 (1986), MSX2+ (1988) и MSX Turbo R (1990). Они отличаются не только, и не столько, возможностями видеоконтроллера. Все компьютеры стандарта построены на основе процессора Zilog Z80, MSX Turbo R использует улучшенный вариант этого процессора под названием R800. Производство компьютеров последнего поколения было прекращено в 1995 году. При этом наибольшее распространение за пределами Японии получили компьютеры первой версии стандарта.
Компьютеры MSX, в отличие от большинства популярных импортных бытовых компьютеров, получили некоторое официальное распространение в СССР и России. Начиная с середины 80-х годов, они использовались в составе компьютерных классов в учебных заведениях. Также компьютеры использовались некоторыми отечественными композиторами для создания электронной музыки.
Стандарт MSX оказал некоторое влияние на создание ряда отечественных компьютеров. Например, компьютеры серии ПК8000 разработаны частично совместимыми со стандартом MSX и имеют интерпретатор языка Бейсик, совместимый с MSX-BASIC. Компьютер Алеста использовал некоторые технические особенности, характерные для MSX, и адаптированную версию MSX-DOS; для него было адаптировано несколько игр, разработанных для компьютеров MSX2. Для компьютера Вектор-06Ц также было адаптировано несколько игр MSX, однако, из-за существенных аппаратных различий этих компьютеров, подобная адаптация заключалась в очень существенном изменении кода и данных игр.
Связь с ZX Spectrum
Адаптированная версия MSX-DOS (дисковой ОС для MSX) применялась в одной из первых версий компьютера ATM Turbo 2.
Компьютеры стандарта MSX используют микросхему AY-3-8910 в качестве штатного генератора звука. В начале 1990-х годов Klav выпустил серию музыкальных демонстраций, названных MSX, воспроизводящих музыку из игр для MSX.
Один из видеорежимов MSX1 (Screen2) совпадает по организации видеопамяти с режимом аппаратного мультиколора для ZX Spectrum. В демо Satisfaction в части с мультиколорным изображением был использован титульный экран игры Gradius.
В 1994 году на ZX Spectrum была неофициально портирована с MSX игра Rise Out.
Игра Ball Quest, изначально разработанная для ZX Spectrum с видеорежимом 16col, впоследствии была портирована на платформу MSX2. При этом для сборки обеих версий игры использовался ассемблер Alasm. Вероятно, это является первым случаем кросс-платформенной разработки отечественной игры для MSX на ZX Spectrum.
В игре Fire Gear использовалась музыка из игры Gradius.
Музыка из игры Vampire Killer для MSX была использована в одной из русских версий игры Treasure Island Dizzy.
Осенью 2008 года mcleod_ideafix (Испания) разработал интерфейс для подключения видеоконтроллера MSX1 (TMS9928) к ZX Spectrum.