Джойстик — различия между версиями
Zxdn (обсуждение | вклад) (→Интерфейсы джойстиков для ZX Spectrum) |
Zxdn (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 20: | Строка 20: | ||
В [[1985]] году компания [[Nintendo]] выпустила игровую консоль [[Famicom]] ([[NES]]), изменив представления об устройствах управления для игр — эта консоль вместо джойстиков использовала ''геймпад''ы (в настоящее время часто называются джойстиками, по традиции), ставшие с тех пор стандартным устройством управления для домашних игровых систем. Другим нововведением стало применение последовательного интерфейса для соединения устройства управления и консоли, что позволило существенно увеличить количество кнопок при уменьшении количества управляющих сигналов (5 линий для NES, при 8 кнопках). Джойстики-рычаги остались стандартом для аркадных игровых автоматов. | В [[1985]] году компания [[Nintendo]] выпустила игровую консоль [[Famicom]] ([[NES]]), изменив представления об устройствах управления для игр — эта консоль вместо джойстиков использовала ''геймпад''ы (в настоящее время часто называются джойстиками, по традиции), ставшие с тех пор стандартным устройством управления для домашних игровых систем. Другим нововведением стало применение последовательного интерфейса для соединения устройства управления и консоли, что позволило существенно увеличить количество кнопок при уменьшении количества управляющих сигналов (5 линий для NES, при 8 кнопках). Джойстики-рычаги остались стандартом для аркадных игровых автоматов. | ||
− | В виду доступности и удобства, в России геймпады от различных игровых консолей переделывались пользователями для подключения к ZX Spectrum. Как правило при этом выполнялись переделки внутри самого геймпада. В случае с геймпадами от NES требовалась замена соединительного кабеля, так как пяти проводов было недостаточно для подключения пяти кнопок (не хватало одного общего провода). | + | В СССР в конце 1980-х годов также выпускалось несколько типов джойстиков. Обычно они имели разъём типа DIN7 (круглый, семиштырьковый) или DIN5 (экран в качестве шестого контакта), редкие модели имели разъём, аналогичный DB9 с частичным соответствием стандарту Atari. В 1990-х годах виду доступности и большего удобства, в России геймпады от различных игровых консолей переделывались пользователями для подключения к ZX Spectrum. Как правило при этом выполнялись переделки внутри самого геймпада. В случае с геймпадами от NES требовалась замена соединительного кабеля, так как пяти проводов было недостаточно для подключения пяти кнопок (не хватало одного общего провода). |
== Интерфейсы джойстиков для ZX Spectrum == | == Интерфейсы джойстиков для ZX Spectrum == | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
*[[Fuller Box]] — устройство расширения, содержащее звуковой синтезатор [[AY-3-8910]] (одно из первых для ZX Spectrum), один стандартный разъём для подключения джойстика и опциональный синтезатор голоса. Выпущено в 1983 году. Не получило большого распространения. | *[[Fuller Box]] — устройство расширения, содержащее звуковой синтезатор [[AY-3-8910]] (одно из первых для ZX Spectrum), один стандартный разъём для подключения джойстика и опциональный синтезатор голоса. Выпущено в 1983 году. Не получило большого распространения. | ||
*[[Protek joystick]] — один стандартный разъём. Выпущено в 1983 году. | *[[Protek joystick]] — один стандартный разъём. Выпущено в 1983 году. | ||
+ | *[[AGF joystick]] — серия интерфейсов, выпущенных в [[1982]]-[[1985]] годах. Первые варианты интерфейса имели один стандартный разъём, линии были подключены к курсорным клавишам основной клавиатуры. Поздние интерфейсы были программируемыми, позволяя связывать линии с любыми клавишами, что полностью решало проблему совместимости с программами. | ||
− | [[Категория:Устройства ввода]] | + | [[Категория:Устройства ввода|*]] |
Текущая версия на 06:43, 24 ноября 2009
Джойстик (Joystick) — устройство для управления в компьютерных играх. Изначально джойстики появились в авиации, как устройство управления самолётом. Электрические джойстики появились в середине 1940-х годов и использовались для дистанционного управления ракетами, а в 1960-х начали использоваться в качестве устройства управления радиоуправляемыми моделями. В конце 1960-х и начале 1970-х джойстики стали применяться и видеоиграх.
Джойстик представляет собой рычаг с двумя степенями свободы и с кнопкой или курком. Управление производится одной рукой, наклоном рычага в разные стороны.
В 1977 году компания Atari выпустила свою первую игровую консоль Atari 2600, имевшую два разъёма типа DB9 для подключения джойстиков с одной кнопкой. Этот тип разъёма и назначение контактов стали своего рода стандартом, и применялись разными компаниями на протяжении 1980-х годов. Большинство домашних компьютеров того времени, а также ряд игровых консолей, использовали этот стандарт. Помимо простых джойстиков с одной кнопкой этот стандарт также использовался для подключения джойстиков с двумя кнопками, а также для активных джойстиков с устройством автострельбы, требовавших питания. Для дополнительных сигналов использовались незадействованные в оригинальном стандарте контакты разъёма.
В 1985 году компания Nintendo выпустила игровую консоль Famicom (NES), изменив представления об устройствах управления для игр — эта консоль вместо джойстиков использовала геймпады (в настоящее время часто называются джойстиками, по традиции), ставшие с тех пор стандартным устройством управления для домашних игровых систем. Другим нововведением стало применение последовательного интерфейса для соединения устройства управления и консоли, что позволило существенно увеличить количество кнопок при уменьшении количества управляющих сигналов (5 линий для NES, при 8 кнопках). Джойстики-рычаги остались стандартом для аркадных игровых автоматов.
В СССР в конце 1980-х годов также выпускалось несколько типов джойстиков. Обычно они имели разъём типа DIN7 (круглый, семиштырьковый) или DIN5 (экран в качестве шестого контакта), редкие модели имели разъём, аналогичный DB9 с частичным соответствием стандарту Atari. В 1990-х годах виду доступности и большего удобства, в России геймпады от различных игровых консолей переделывались пользователями для подключения к ZX Spectrum. Как правило при этом выполнялись переделки внутри самого геймпада. В случае с геймпадами от NES требовалась замена соединительного кабеля, так как пяти проводов было недостаточно для подключения пяти кнопок (не хватало одного общего провода).
Интерфейсы джойстиков для ZX Spectrum
На оригинальном ZX Spectrum 48K не было предусмотрено подключение джойстика. Для этого использовались периферийные устройства, подключаемые к системному разъёму компьютера. Существовало множество подобных устройств. Также, в последующих моделях ZX Spectrum были добавлены штатные порты для подключения джойстиков. Хотя большинство интерфейсов использовало стандарт Atari, делающих их совместимыми электрически, с программной стороны большинство интерфейсов использовали собственные стандарты, различающиеся адресами портов. Это требовало поддержки интерфейсов со стороны игр.
- Sinclair joystick — стандарт реализован в устройстве ZX Interface II (сентябрь 1983). Два стандартных разъёма, линии подключены к цифровым клавишам основной клавиатуры, что позволяет использовать джойстики в любых программах с поддержкой переопределения клавиш. Стал одним из двух наиболее распространённых стандартов.
- Kempston joystick — устройство выпущено в 1983 году. Один стандартный разъём, джойстик опрашивается через порт #1F. Поддержка реализована в большом количестве игр. Второй из двух наиболее распространённых стандартов.
- Fuller Box — устройство расширения, содержащее звуковой синтезатор AY-3-8910 (одно из первых для ZX Spectrum), один стандартный разъём для подключения джойстика и опциональный синтезатор голоса. Выпущено в 1983 году. Не получило большого распространения.
- Protek joystick — один стандартный разъём. Выпущено в 1983 году.
- AGF joystick — серия интерфейсов, выпущенных в 1982-1985 годах. Первые варианты интерфейса имели один стандартный разъём, линии были подключены к курсорным клавишам основной клавиатуры. Поздние интерфейсы были программируемыми, позволяя связывать линии с любыми клавишами, что полностью решало проблему совместимости с программами.